af1461: А есть ли дорога на Хальмерью?
Усик: Есть.
af1461: А от Хальмерью на Санавож?
Усик: Нет.
af1461: А мы только с Неройки вернулись.
Усик: А откуда именно?
af1461: С рабочего посёлка.
Усик: На машинах?
af1461: Да, туда за 19 часов, обратно за 2.
Усик: Тогда поехали в офис, можно разговаривать.
И вот мы уже в его офисе в Саранпауле угощаемся чаем, кофе, сладостями и тычем пальцами в карту. То, что дорога Саранпауль-Хальмерью-Санавож-Инта когда-то существовала Сашка нам поведал ещё в Москве. Но сведений о её существовании в настоящее время нет, как нет никаких данных о возможности передвижения по ней каким-либо транспортом. А Усик как раз за день до нашей встречи приехал оттуда на снегоходе. Удача! Мало того, что мы сидим в одном помещении с местным гуру, знающим всё о приполярном Урале и возможностях легковых полноприводных автомобилей, так он ещё и обладает самыми что ни на есть свежими разведывательными данными с предстоящего места сражения! И именно из его уст мы впервые услышали уверенный ответ: "Пройдёте! До Хальмерью - 100% пройдёте, на Санавож процентов на 90 пройдёте. На Народу съездите, до креста без проблем можно доехать. Желанная - легко!" Вот спасибо! Не ожидали. Тут уже у нас засвербило в одном месте... Надо ехать! Только сначала поиск кассы Неройки, заправка, кафе, пополнение провианта и встреча со старыми знакомыми.
Кассу долго не искали - Усик хорошо знаком с хозяином базы. Один звонок решил первую нашу проблему. Вопрос заправки (а она ещё не открылась - воскресенье) также решился звонком Усика уже известному нам Афанасию Андреевичу (спасибо им обоим ещё раз). Где живёт Сашкин старый знакомый Усик тоже знал, проводил до дома. Так, благодаря гостеприимному хозяину, мы за час справились со всеми нашими делами в Саранпауле и отправились вместе в кафе ужинать. Кафе в Саранпауле очень даже приличное: кормят вкусно, много и недорого. Мясо - только местная оленина, овощи - только местные. Пока готовили наш заказ, Усик провёл нам экскурсию по небольшой, но очень интересной фотовыставке, расположенной в самом кафе в качестве декораций. Потрясающие работы и интереснейший рассказ от их автора скрасили ожидание пищи насущной. И нам уже было совсем неловко отказать ему в просьбе опрокинуть по маленькой. А железный для Москвы довод, что мы все за рулём, был просто поднят на смех. Оказывается, ГАИшники в Саранпауле есть, приехали пару дней назад из райцентра. Только они сейчас в гостинице и ходить уже не могут.

А когда и могли, штрафовали только за непристёгнутые ремни и прочую ерунду. Потому что для освидетельствования водителя нужна больница, а ближайшая больница в 200 км отсюда по зимникам. И если они останавливают нетрезвого водителя, то просто просят дышать в другую сторону.

Всё, аргументы кончились. Ужинаем, ведём неспешную беседу, безуспешно пытаемся подключиться к интернету. Видя мои мучения в попытках подключиться к Сети Усик говорит, что не стоит расстраиваться: в Хальмерью есть связь. И Билайн там есть и Мегафон и интернет. ОК. Забираем из гостей Сашку и мчим в Хальмерью, а то время уже к ночи, а наш путь неблизкий. Ещё раз хочу выразить благодарность этому человеку за всё: большое тебе человеческое спасибо, Усик!
Стартуем из города примерно в 20:00 по Москве (22:00 по местному). Зимник на Хальмерью - стихийный. Ходят по нему нечасто. Колеи глубоченные, ручьи не замерзают, наледи... Но самый большой страх нагнало пересечение озера, глубиной до 15 метров, по льду. Сияние пока не разгорелось, но небо чистое, мороз:

Двигались мы довольно активно: впереди горы, связь и интернет. Проблему доставила только одна река с островком посередине:


Лёд на реке непрочный, машину не держит - ломается. А берега сковало толстым прочным льдом. Да так, что со льдины плюхаешься в воду и сразу надо забраться на высокую льдину островка. Винтик преодолел это препятствие без видимых затруднений. Мне тоже худо-бедно удалось по его траектории пройти. А Данька опять заскучал: позно уже.

Выбрал свою траекторию и влип. Центр 35-го колеса оказался чуть ниже льдины, а бампер выше. И передней блокировки нет. Пытались тянуть лебёдкой - не выходит. Получается так, что мост идёт под льдину, а кузов на льдину. Тактику пришлось поменять. Сэнд-траки с собой не брали, но у Даньки были прекрасные дубовые дощечки. Плохо только, что дерево в воде не тонет... Короче говоря, 2 часа танцев с бубнами и вытащили репку. В Хальмерью мы были в 04:00 (в 06:00 по местному), почти на рассвете:


Связи в Хальмерью нет никакой, кроме спутниковой. Спасибо Усику ещё разок! Шутка удалась на славу.

За то в остальном информация была крайне точна. Утром мы познакомились с Валерием, живущим здесь уже не первый месяц в качестве сторожа чтоли? На самом деле он заведует всем хозяйством: техникой, постройками... Один. И ждёт, когда его сменят. Договаривался на 4 недели, но вот уже третий месяц пошёл... И если летом там ещё пешие туристы ходят, то зимой - никого... Усик был 2 дня назад да и мы приехали. И опять очень тёплый приём. Сначала узнали про дорогу:

На Урале он пытался уехать в сторону Инты, но не смог: наст не позволяет. На МТЛБ на перевал поднялся, но "ёлочкой", по прямой не пошла - блокировки нету. Остался ждать подходящей погоды: солярки, чтобы эвакуироваться отсюда, осталось только на одну попытку...
Потом о технике, потом за жизнь. От обеда с чаем отказаться не смогли. Отправляю ещё одно спасибо ещё одному интереснейшему человеку!
Итак, до перевала у нас есть след Урала и МТЛБ, далее только МТЛБ. Уходим в горы:

Чем выше мы поднимаемся, тем больше лиственницы и меньше ели:

А вот и главный хребет показался. Устраиваем фотосессию:


Деревьям здесь живётся несладко:

И опять спуск, за которым нас ждёт новый подъём:


Последние 2 километра до перевала и 8 километров после - тундра. На высоте больше 500 метров деревья не растут. Первый перевальчик выглядит совсем голым:


Успешно преодолев первый перевальчик отмечаем свою маленькую победу чашечкой горячего чая (кофе) от нашего Чубайса (Сашки Железнодорожника), заведующего всем электричеством:

Данька возвращается с фотоохоты:

Полон сил и решимости, Один в поле просится в авангард колонны и уходит вперёд топтать снег тундры. Мы же продолжаем движение к перевалу, до него уже рукой подать. Снега на восточном склоне много, ветер дует в основном с запада:

И в самом начале, в низине, самый неприятный участок. Здесь сходится 2 горы и, судя по всему, в этой ложбинке ещё и ручей течёт в тёплое время года. Машина кренится очень страшно, а перегиба я ещё не достиг... Решили попробовать по-другому: подняться по соседнему склону по целине и, спускаясь вниз под углом к горе, преодолеть перегиб в другом, менее страшном месте. Вверх машина едет очень легко: наст железобетонный. А вот в перегибе наст уже коварный, то держит машину, то нет. А когда провалишься он её держит в два раза сильнее, чтоб никуда не уехала

: Пришлось даже главного нашего штурмана на улицу выгнать, чтобы наст ломал.

В общем, идея оказалась "не очень". Витька уже "влип" - назад не вернуться, поэтому продолжает двигаться по сантиметру вперёд. А я еду бороть свои страхи вниз. А так как я тормоз по-жизни, внизу мы оказываемся вместе, но навстречу друг другу. У Витьки страхов значительно меньше чем у меня и он протаптывает мне низинку, показывая класс, как надо ездить. Тем временем, Один в поле, идущий в авангарде, так и не появился в поле видимости. Помощь ему не требуется, но если мы хотим ускорить появление яхты на перевале, то лучше её сюда отбуксировать. Быть буксиром вызвался Винтик. А мне тем временем выпало топтать дорогу наверх.
высота перевала 840 метров. С восточной стороны для поднятия на эту высоту надо проехать немного больше километра по горизонтали, а на западном - 8 км. То есть у нас крутой подъем и плавный спуск. МТЛБ забирался наверх "ёлочкой", а вниз спускался по прямой. Ёлочкой мне не светит, иду по прямой. Но как же мешают эти галсы! Гусеницы взрыли наст, а солнце и мороз докончили дело, превратив их в ледяные торосы, расположенные под углом не только к траектории движения, но и к склону. Последний галс дался особенно тяжело. В лобовое стекло ничего, кроме неба не видно. В боковом окне сила тяжести не даёт удержаться, чтобы ещё и на педали можно было нажимать. Еду по приборам: по памяти и по ощущениям. Крены отслеживаю, ориентируясь по солнцу. Очень аккуратно перекатываюсь через каждую глыбу льда, стараясь не попасть в яму. И вот уже передний мост на "ровном" месте. Можно вздохнуть спокойно и перевести дух. Эмоции переполняют. Совершенно необыкновенное чуство эйфории, подкреплённое немалой дозой адреналина! Один, практически на вершине горы! Да что там горы, на вершине мира! Ведь я такой маленький, а вокруг всё такое большое и это всё большое у меня как на ладони. И в тоже время очень спокойно, ведь совсем рядом, в зоне действия рации, находятся верные, надёжные друзья. Достаю фотоаппарат. А снимать есть чего. Впереди 2 камня - это граница Европы и Азии:

Сзади как раз в этот момент к перевалу подчалили яхта и её буксир, их видно на этой фотке:

Слева - закат сказочной красоты:



Подъем на вершину перевала занял около четырёх часов. И вот она граница. Здесь на местности она никак не обозначена: нет ни стеллы ни даже просто столбика. Только в Гармине идёт граница посреди чистого поля. Он давно уже ничего не показывает, кроме этой самой границы Ханты-Мансийского автономного округа и республики Коми. А из рации приходят плохие новости. Авось упирается, ехать в Европу не хочет. Спускаюсь вниз, думаем как быть. Решили попробовать так: Винтик едет наверх, укатывает ещё раз колею. Я цепляю Авось на буксир, но Лягушкой стронуть с места яхту, севшую на мель, получается не очень. Тут буксир нужен. Винтик с Железнодорожником отмечаются в Европе


и спускаются вниз, тянуть лямку. Через 2 часа Авось преодолел последний
барьер галс МТЛБшки, но его сцепление окончательно испустило дух. Последние 100 метров подъема прошли на лебёдке. А тем временем совсем стемнело и, самое неприятное, задуло. И задуло сильно. Не так сильно, как в
Воркуте в прошлом году, но следы заметало значительно быстрей. От вешки на этой фотке я возвращался задним ходом:

Топтать дорогу смысла нет, заметает быстрее. По снегу Авось буксировать не получается, а его сцепление колёса уже не проворачивает: надо менять. Ремонтироваться в такую погоду занятие малоперспективное. Возвращаться в Хальмерью - значит начать всё заново, наших следов на перевале уже нет. Да и запас топлива не позволяет: баки Лягушки и 80-ки близки к пустоте. Топливо только в яхте осталось. Моторы с включенной автономкой против ветра держат 40-50 градусов, по ветру - 90. Ночевать здесь тоже не получится. Посмотрели на небо: звёзд мириады. Значит, снег не идёт. Значит, утром может быть дуло уберётся.

Позвонили Major-у и получили подтверждение благоприятного прогноза погоды на ближайшие дни. Принимаем решение заправить то, что двигается самостоятельно, спуститься вниз до места, где ветра меньше, а утром вернуться за Авосем. Перегружаем вещи, заправляем 80-ку под прикрытием Лягушки и Железнодорожника:

Фото такое ужасное потому, что на ветру даже автомобили ровно стоять не могут. Лягушку заправить не вышло - горловина расположена выше. Плеснули литр, а в бак ни капли не попало. За то провели антикоррозионную обработку кузова.

Берём с собой канистру и вперёд. А впереди у нас след от МТЛБ расходится: один идёт напрямую, а другой огибает гору справа. Надо сказать видимость ночью в пургу оставляет желать лучшего, да и останавливаться совсем не хочется. Едем правой колеёй и не ошибаемся. Мало того, что этот путь длиннее, так там ещё и постоянный боковой уклон направо, а повороты все левые! Машина колею не держит, всё время норовит соскользнуть вниз. И если передние управляемые колёса ещё хоть как-то можно удержать на запланированной траектории, то задние едут сами по себе. Получается, что все 4 колеса топчут свою колею. И совершенно невозможно сдать назад: машина едет боком и сразу скатывается вниз по склону. Давление в шинах 0,2. Постоянный крен направо, немало снега, местами твёрдые наст и колея. Результат предсказуем: разбортированные 2 колеса, много танцев, домкрат, лопата, ещё домкрат, опять лопата. Было нескучно. Заехали за гору и стало заметно тише. Тут и встали на ночёвку. Лёгкий ужин, подзаправка Лягушки и, ставшае уже традицией, съёмка северного сияния:


